Главная тема

2010 / # 47 (63) / Главная тема / Закон русской смуты 20.12.2010 16 комментариев

Закон русской смуты

Пейзаж после битвы на Манежке: явление среднего класса, который удивил всех

Не стоит обольщаться: события минувшей субботы на Манежной площади в Москве не были инспирированы тайными обществами футбольных фанатов. Это все к футбольным фанатам вообще малое касательство имеет. За этими событиями стоит всего-навсего гражданское общество в лице того самого долгожданного среднего класса.

Илья Варламов/28-300.ruНе стоит обольщаться: события минувшей субботы на Манежной площади в Москве не были инспирированы тайными обществами футбольных фанатов. Это все к футбольным фанатам вообще малое касательство имеет. За этими событиями стоит всего-навсего гражданское общество в лице того самого долгожданного среднего класса.

…На самом деле время анализа событий, произошедших в столице нашей Родины после трагической и нелепой гибели Егора Свиридова, еще не пришло. И, наверное, придет еще нескоро: для аналитики нужно отталкиваться от некой константы, некоей новой «стабильности», которая теперь, боюсь, наступит в нашей с вами стране еще очень и очень не скоро.

Но главные выводы можно сделать уже сейчас, и первый среди них: в России появился принципиально новый субъект социальной и политической жизни государства — сама городская улица в ее чистом, первозданном состоянии.

И на этой городской улице, как ни крути, живет подавляющее большинство населения нашей с вами страны…

…Первое, что нужно понять после того, как «война окончилась» (или, как в нашем случае, в ней наступило своеобразное перемирие), — это каково положение дел на конкретный, текущий момент времени. Это основа любого последующего анализа.
Короче.

Тут важно понять, кто что выиграл и кто что проиграл.
Тогда, может, и поймем, что на самом деле происходило и кому это было выгодно.
Итак, по порядку.

Власть

…Власть, безусловно, проиграла.
В том числе, как это ни прискорбно, и федеральная, несмотря на то, что все произошедшее, безусловно, имеет отношение к компетенции местных властей. Но в глазах подавляющего большинства населения нашей страны именно центральная власть  вообще ответственна за все.
Это я вам говорю как человек, которого даже товарищи по вполне себе лояльному к действующей российской власти  фанатскому движению иной раз обвиняют в излишних симпатиях к Кремлю.
Проиграла.
С треском.

Потому как, когда президент страны и ее министр внутренних дел дружно и громко выступают по всем возможным каналам с «осуждением погромов», а почти восемьдесят (если быть точнее — семьдесят восемь) процентов москвичей, согласно целой куче опросов, в том числе и в столь любимом Дмитрием Анатольевичем Интернете, поддерживают «акции гражданского протеста», это не просто поражение.
Это... разгром.

Причем самый страшный разгром — разгром в столице.
Это абсолютное непонимание тренда и дискурса происходящих событий, а иногда и просто вопиющая некомпетентность аппарата, готовившего эти выступления, в области работы с информацией, просто вопиющая.

Нет, что серьезно: не нашлось ни одного компетентного специалиста, способного поправить министра Нургалиева, очевидно оговорившегося в эфире в духе «сено — солома» (ну, правых с левыми попутал человек, бывает)?

Причем не в прямом эфире, когда поправить ничего невозможно, а тупо в записи?
Вывод тут простой: не нашлось почему-то.

Подозреваю, что наверняка присутствующее при съемках окружение оказалось либо трусливым, либо тупо некомпетентным, и я даже не знаю, что хуже. И теперь над министром внутренних дел великой страны смеется и издевается весь российский Интернет.
Да и не только российский, к сожалению…

…А еще всех очень занимал вопрос: куда неожиданно пропал новый столичный мэр?
Его «земля», в конце-то концов.

…Вообще из российской вертикали власти в данном конкретном случае не проиграли только трое: благоразумно не вмешивающийся в конфликт ответственный за экономику Владимир Путин, не побоявшийся выйти на мятежную Манежную площадь генерал милиции Колокольцев и, довольно неожиданно, Рамзан Кадыров. Которому вроде как по долгу службы нужно было бы «защищать диаспоры».

А он вместо этого довольно взвешенно выразил неверие в причастность к крайним формам протеста именно футбольных фанатов и потребовал навести порядок с «травматикой», что, в общем-то, безусловно, в обществе давно назрело. А в конце концов и вовсе в жесткой авторитарной стилистике напрямую запретил ВСЕМ чеченцам участвовать в каких бы то ни было «правозащитных» акциях в Москве.

Остальные в минусе.
И власть, и оппозиция.

Оппозиция

…А вот заднице тут, простите, вообще слова не давали.
Особенно заднице либеральной.
Она неслучайно и не высовывалась, несмотря на то, что все обстоятельства, казалось бы, способствовали.

Нормальный инстинкт самосохранения.
В общем, предпочитаю я эту тему в дальнейшем вообще не трогать за ее полной, простите, незначимостью и беспредметностью.
Фанаты — люди вообще-то в большинстве своем серьезные.
А вот оппозиция, особенно внесистемная — напротив.
Шапито.

Их на этот праздник жизни не звали, они и не пришли, что нормально: фанаты в их цирке тоже не выступают, простите.

Националисты
…Да тоже, в общем-то, не в плюсах.
Потому как все плюсы в массовом сознании моментально ушли к простым парням с улицы, то есть условным фанатам, а вот минусы достались именно националистам.
Чего, в общем-то, стоило ожидать с самого начала: ни власть, ни медиапространство никогда не будут готовы обвинять в чем-то свой собственный народ, а фанаты — это именно народ, улица.

Ну и кого тогда винить?
Не себя же любимых…
…И тогда, вполне естественно, начинается поиск провокаторов. И это несмотря на тот вопиющий факт, что медиа-националисты типа «Славянской силы» никакими провокаторами тут выступить не могли по причинам чисто техническим: для фанатов они «никто, и звать никак» — ерунда, простите, подзаборная.
Шпана.
Там даже ДПНИ именуют не иначе как «х…той, для отработки бабла» (пардоне муа за мой французский, но это подлинная цитата из ЖЖ одного из лидеров фанатского движа), что уж тут об остальных-то говорить.
Так что профессиональным националистам и в событиях толком поучаствовать не удалось («зъист-то он зъист, да кто ж ему даст»), и по итогам на орехи — даже не сомневаюсь — достанется.

Фанаты

…Как ни странно — тоже очевидный минус.
Для того чтобы говорить иначе, нужно вообще не знать цели, задачи и структуру самого фанатского движения. Для фанатов поражением стала уже сама глупая смерть одного из самых уважаемых людей в их сообществе и сама необходимость «выхода на улицы».
Неслучайно собственно основа, хардкор по факту не поехали ни на Ленинградку, ни на Манежку.
Нет, сначала-то посомневались, конечно.
Но потом твердо решили не ездить.
И понятно, почему.

Дело в том, что у движения априори не может быть никаких политических и прочих, не связанных с футболом, целей. Ну за исключением чисто патриотических или общегражданских, но исключительно, с точки зрения самого фанатья, общенациональных. И ни в коем случае не узкопартийных, даже если эти партии или движения и близки по духу отдельным вожакам. Каковая близость, кстати, остальных сподвижников вообще никак не трогает: здесь строем не ходят, а политические партии «Спартака» или аж самого питерского «Зенита» в парламентах вроде не участвуют.

Это основа основ существования «движа» вообще: мы, поддерживающие свою команду на секторе и вне его, слишком разные и слишком агрессивные, и если мы сдуру допустим на вираж любую политику, первым делом тупо передеремся между собой, и это все прекрасно понимают.

Более того.
Нужно понимать очевиднейшую, с точки зрения фаната (и абсолютно непонятную обывателю), истину: элита фанатского движения, то есть те, кто, простите, не только поддерживает команду с сектора стадиона, но и делает это за его пределами — действуют в «зоне тишины», на самой грани закона.
А то, извините, и за гранью: там тоже не мальчики-одуванчики собрались.
Им вообще любое внимание ни к чему.
Понимаете?
Любое!

…Ну а то, что обыватели именуют демонстрацией силы фанатов, — так это только для того самого обывателя и «демонстрация».
Сами фанаты свою силу осознают и без всяческих демонстраций.
Какая там, на фиг, Манежка — вы попробуйте хотя бы в Питер человек триста бойцов провезти, да с местными оппонентами в том же количестве «забиться» чуть ли не в самом центре города, да так, чтобы ни одна милиция «не пропалила».
Вот это, я понимаю, акция и демонстрация силы.
Причем с обеих сторон.
А «манежка» и «питерский проход» — это так.
Детский сад.
Штаны на лямках…

Диаспоры

…Тут даже можно не обсуждать: все и так вполне очевидно.
Они в проигрыше уже.
У них надолго, а возможно, и навсегда осложнятся отношения с их ставленниками в правоохранительных органах, и это как минимум. Вполне возможно, что эти самые органы, пользуясь, так сказать, случаем, вообще подвергнут профилактической санобработке. А это до девяноста процентов возможностей общин в той же Москве: если у них вдруг неожиданно перестанут брать деньги вполне себе русскоговорящие «сотрудники», легендарные возможности этих самых общин резко пойдут на убыль.
Я вообще думаю, что если бы представители диаспор с самого начала представляли, с чем и с кем конкретно им придется столкнуться, они бы просто тупо даже и не начинали действовать: тут, что ни предприми, сделаешь только хуже для себя.

Причины пожара

…События, произошедшие в Москве после нелепой в принципе и трагической гибели Егора Свиридова, не были нужны никому.
Но они все-таки произошли.

И вот теперь-то и настает время самого главного вопроса: почему?
…Они предельно просты: односторонний разрыв негласного социального договора общества с властью.
Ведь, по сути, из думающих людей ни для кого не секрет, что союз власти и общества, на котором и базируется тот феномен, который принято называть путинской политической стабильностью, предельно просто устроен: общество и власть исполняют довольно простой набор взаимных требований, а в остальном пытаются друг другу просто не мешать.

Более того, общество согласно не биться в истериках из-за бытового криминала, который жертв не разбирает: ну да, есть и славянские, и кавказские преступники, они время от времени грабят и убивают и славян, и кавказцев, и, увы, кого угодно.

Но общество хочет быть твердо уверено, что у него есть механизм, при помощи которого можно, пусть и со скрипом, но добиться хоть какой-никакой, но справедливости.
И вот этот-то пункт негласного договора, касающийся права на справедливость для всех граждан страны, и был нарушен в трагической истории с Егором Свиридовым. Причем не каким-то высшим должностным лицом государства в высших государственных интересах, а обычным следователем обычной районной прокуратуры в Москве.

Который без всякого объяснения причин взял да и выпустил чуть ли не в центре нашей с вами столицы пятерых людей, в той или иной степени объективно причастных к недавно совершенному и еще не расследованному убийству.

Ну, вот так его левая нога пожелала.
Заметьте: даже не под подписку о невыезде, даже не под залог.
Просто так отпустил.

Абсолютно не задумываясь о последствиях.
Фамилия этого «героя» право­охранительной системы, кстати, хорошо известна, это вполне конкретный человек, и мне бы лично, к примеру, очень хотелось бы, чтобы эта сволочь как минимум оплатила последствия беспорядков в моем родном городе, которых бы, если бы не он, просто не было бы вообще.
Вот и все.
Дальше проще.

Когда люди понимают, что их сейчас, только что разрешили совершенно безнаказанно убивать, было бы очень наивно ждать, что все они поведут себя как покорные блеющие овечки.
Я, кстати, не думаю, что это первое такое типовое убийство в Москве.
По крайней мере, именно по этой схеме убили летом этого года еще одного спартаковского фаната, Юру Волкова.

Тогда фанатов кое-как успокоили, пообещали разобраться и не допустить повторения.
А ровно через полгода просто отпустили убийц.
Ну и как вы думаете — оно могло не рвануть?
Оно, соответственно, и рвануло.

Недотянувшаяся вертикаль
В принципе все произошедшее вообще не проблема федеральных властей.
Местных.
Региональных.
Спасибо футбольным фанатам: они достаточно убедительно доказали, что своя станица Кущевская есть, наверное, в более-менее зачаточном или прогрессирующем состоянии в каждом районе страны, даже если эти районы и располагаются в городе-герое Москве.
И любая властная вертикаль, застрявшая молитвами сторонников самоуправления на губернаторском уровне, до этой «внутренней Кущевской» может достать только тогда, когда вдруг полыхнет по-настоящему. Когда событие, скажем, вызовет достаточный резонанс тупо для того, чтобы забрать дело у не желающего по каким-то своим личным причинам его раскрывать следователя районной прокуратуры и передать его наверх, в СКП.
Ничего не напоминает?
Вот-вот.

Просто московские фанаты оказались людьми намного более жесткими, решительными и не готовыми стать потерпевшими, в отличие от тех же ряженых кущевских казаков. Но ведь условных фанатов «Спартака» на каждую в стране кущевку или головинку не напасешься. Да и вообще многие, к сожалению, уже и привыкли жить в таком полусогнутом состоянии.
Оно для них даже где-то комфортно.

Я сам лично не раз наблюдал сцены в ресторанах различных русских городов, как какой-нибудь джигит, пардон, докапывается до какой-то особенно понравившейся ему дамы, а спутник этой дамы только краснеет, бледнеет, да мямлит что-то типа: «Золотко, не обращай внимания, у них такие обычаи, мы сейчас еще немного посидим и уйдем».

Именно на такой безропотной покорности терпил и базируется непробиваемая хамская самоуверенность славянских бандитов на Кубани и кавказских в Москве, а также крышующих эту уверенность силовых чиновников — от далекого ОВД станицы Кущевская до Головинской прокуратуры в городе-герое Москве. Что-то вот мне подсказывает, что это далеко не первый контакт вполне конкретного следователя и вполне конкретных представителей диаспор на джипах: слишком уж как-то легко и быстро они между собой договорились.

И у них, скорее всего, и на этот раз все прошло бы гладенько.
И дело бы развалилось, и вещдоки бы потерялись — в первый раз что ли замужем?
Поговорите с журналистами, работающими в жанре расследований: они вам подтвердят, что уж такую-то хулиганку развалить — это вообще без вопросов.
Встречное заявление, иск.
«Случайно» испортившийся ствол, из которого, как вам потом подтвердит экспертиза, вообще невозможно стрелять, а следовательно, выстрелы вообще были сделаны каким-то «неустановленным лицом».
Да мало ли возможностей.
Умудрился же как-то этот вполне конкретный следователь прийти к выводу, что все двенадцать гильз, найденные на месте преступления, выпущены из одного пистолета задержанного. Причем без всякой экспертизы.
И плевать, что изъятый у задержанного травмат — четырехзарядный.
Ну перезаряжал.
В драке.
С кем не бывает…
…Короче, самое страшное, мне кажется, что эти люди действовали по уже вполне привычному и не раз отработанному шаблону.
А что?
В конце концов убитый не миллионер и не депутат, мало ли родственников таких вот «убиенных» ездят сейчас по нашей огромной стране и ищут справедливости.
Ну и пусть их ищут.
Делов-то…

…Если так разобраться, ребятам просто не повезло.
Убитый оказался хуже, много хуже, чем миллионером или депутатом. Он оказался членом того сообщества, которое вообще принципиально не умеет молчать и которое пронизывает буквально все слои нашего общества, включая и самые высшие. Об этом тоже не стоит молчать: фанаты не только митинговали, работа шла буквально везде.

И уже вечером того дня, когда преступники были выпущены на свободу, была перекрыта Ленинградка. На следующий день рвануло в далекой словацкой Жилине, где московский «Спартак» играл очередной матч Лиги чемпионов. Потом были похороны Егора в Люблино, Кронштадтский бульвар и, наконец, венцом всему — беспорядки на Манежной площади.

Будем знакомы: белый средний класс

…Вот, говорят, нет у нас гражданского общества.
Да?

Оно просто осталось, среди другого наследства, от великого, хоть и неоднозначного социального эксперимента семнадцатого года и последовавшей за ним истории Советской империи. Кто сказал, что гражданская жизнь в стране тогда замерла? Конечно, энергия живого творчества масс проявлялась весьма нетривиально: например, удачно перерабатывалась на удивительно вовремя подворачивающихся под руку стройках века — причем сильно сомневаюсь, что совсем уж без согласия этих самых масс.

Но вот мне интересно, почему кто-то решил, что, когда этот эксперимент закончился, у нас появилась какая-то новая точка отсчета?
Все то же самое. Только без обанкротившейся КПСС.
Именно поэтому новоявленное и довольно пугливое гражданское общество с таким несказанным удовольствием передало свои полномочия первому, в ком наконец-то увидело, так сказать, «просвещенного диктатора», которого к тому же можно было вполне комфортно и, самое главное, безопасно поругать на собственной кухне.
И вроде бы все хорошо.
Но вот, к сожалению, у этого сдавшего полномочия гражданского общества, как всегда, неожиданно, появились и выросли дети.
И вот эти дети через некоторое время — и опять-таки совершенно неожиданно — пришли на Манежную площадь.
Поэтому не надо обольщаться: там были не какие-то специально обученные люди.
Там — в Москве, в Питере, в Ростове, в других городах России — бунтовал не кто иной, как тот самый, натужно пестуемый всеми, от либералов до просвещенных консерваторов, белый образованный средний класс.
Ну, вот такой он.
Других нет.

* Предприниматель и литератор, автор книг о движении футбольных фанатов («Мы к вам приедем», «Ангел за правым плечом», «Хардкор белого меньшинства», «Я русский», «Враг демократии»), в прошлом активный участник правого крыла движения фанатов московского «Спартака».

Автор: Дмитрий ЛЕКУХ

Комментарии

20.12.2010 19:17 Доктор:

Набат на Манежной. Набатный Колокол Новгорода Великого звучал всегда когда гражданин требовал "Справедливости"!!!
Пугачёвский Бунт (см. "Историю Пугачёвского бунта") начался с "непринятия императрицей ходоков от Яицких казаков".

20.12.2010 20:15 Vladimir:

1)Насчет фанатов, как среднего белого класса, частично можно согласиться. Посещать все футбольные матчи любимой команды ("Спартака") - удовольстсвие недешевое: 4- 5тыс. руб./мес минимально, не считая поездок в другие города и страны. Со средней зарплатой 17-20 тыс. руб/мес- не очень разбежишься!
2)Но ведь на Манежной в Москве было мало истинных фанатов, а много пацанов по 14-16 лет, да еще в масках и и "прибамбасами" - это все же надо как-то организовать. 3)Согласен, что власти всех уровней проиграли - у них, получается, нет никаких реальных центров по мониторингу безопасности: ни в МВД, ни в ФСБ. Они привыкли иметь дело с кучкой "несогласных" и геев. Кроме того, московское УВД за годы правления Ю. Лужкова и генерала М. Пронина разложилось напрочь (майор Евсюков и другие. 4)Но в целом все власти распустили кавказские и другие диаспоры. К этому еще добавляют свои стенания "правозащитники". Русские, татары, башкиры, евреи и другие народы, живущие веками рядом, уже не чувствуют себя хозяевами на своей малой родине. Закон в нормальной стране должен быть один для всех.5)Иммигранты должны быть только легальные, прошедшие к тому же медицинский контроль. Нелегальные мигранты (из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Молдовы) должны выдворяться из России, как это делается в других странах. Пора перестать заигрывать с продажными руководителями этих стран. Нужны нормальные добрососедские отношения и еще чуть-чуть и все ! 6)Президент Д. Медведев, конечно, проиграл, поскольку еще в начале правления публично заявил, что он за совершенствование законодательства и против показательных процессов. Но на практике все знают, что издавна в России законы или слабо действуют, или вообще не действуют. И президенту все равно пришлось прибегнуть к громким отставкам чинов МВД, прокуроров, публичным заявлениям в адрес "негодяев и мерзавцев". Россия и раньше, и сейчас страна со своим менталитетом и без постоянного мониторинга за состоянием общества и своевременного принятия практических мер никакому правителю успешно руководить не удавалось !!

20.12.2010 21:05 Сибирячка:

"Ни власть, ни медиапространство никогда не будут готовы обвинять в чем-то свой собственный народ, а фанаты — это именно народ, улица.". Вы это серьезно? Или Вам так хочется? А кто, простите, все предидущие версии типа "купили-наняли" озвучивал? А "сажать-мочить"? Ах, это не власти говорили?
Вообще статья - на фоне других - серьезная. Ну так не врите, даже по мелочи. Или не заблуждайтесь в выгодную сторону. Ради Бога.

21.12.2010 05:52 Юрий:

Очень интересный анализ.
Но.
"...фанаты не только митинговали, работа шла буквально везде...
... и, НАКОНЕЦ, ВЕНЦОМ ВСЕМУ — БЕСПОРЯДКИ НА МАНЕЖНОЙ ПЛОЩАДИ."

А вот лидеры спартаковского фандвижа дружно открещивались от Манежной - "мы тут не при чем, это националисты... это отражение процессов в обществе и т .п." (Камри, Мосфильм...)
Что ж они в отрицаловку ударились, боялись санкций УЕФА?)))))

В остальном - написано очень сильно.

21.12.2010 11:27 Доктор:

С моей точки зрения "диаспорой" брошен "русскому мужскому дому" кастрационный вызов.

21.12.2010 14:12 to Доктор:

1)кастрируем мы себя сами(ну или позволяем власти себя кастрировать), а другие нации занимают освободившееся место;
2)самокастрация - естественный процесс развития современной европейской цицилизации, обусловленной капиталистическими ценностями и господством научного прогресса(и первое и второе в европе ничем не ограничено), а мы русские смотрим с открытым ртом на Европу и лезем в это маленькое окошко, прорубленное Петром, но окошко тесное и яйцами приходится жертвовать;

21.12.2010 14:51 Доктор:

Думаю ВЫ правы. В ними в Европейский Союз скопцов нас не примут - лишнее украшение.
Тестостерон. однако. плохо пахнет.

21.12.2010 19:50 Конст:

Статья редкая ибо написана полупрофессионалом. Предыдущие пробы пера в журнале(было и такое) оставляли желать лучшего. С этой попытки - всё "в копейку". Глас народа, животрепещущий и самобытный, с элементами молодёжного слэнга(вроде щедро и не к месту насыпанного словечка "тупо"), с интонационными и паузными особенностями. А кое-где и литературные красивости. Одним словом - колоритно, а потому убедительно по форме. Но лучше всего то, что убедительно и верно по содержанию. Есть кое-какие слабости, но это мелочь. Нов и интересен пассаж о "белом среднем классе". И "гвоздь программы" - это раздел ПРИЧИНЫ ПОЖАРА. Надеюсь верховная власть понимает эти причины, но наверняка понять это сложно, потому что вслух произносятся банальности далёкие от истины. А вот Лекух своими устами, хоть и не младенца, выдал на гора истину.
"...односторонний разрыв негласного социального договора общества с властью.".
Вот что произошло на самом деле, остально второстепенно. И далее пояснялка для подслеповатых на мозги.
"Но общество хочет быть твердо уверено, что у него есть механизм, при помощи которого можно, пусть и со скрипом, но добиться хоть какой-никакой, но справедливости.
И вот этот-то пункт негласного договора, касающийся права на справедливость для всех граждан страны, и был нарушен в трагической истории с Егором Свиридовым.".
Дальше - по накатанной. Наверно точка невозврата не пройдена, но тревожно. Власть плюнула, и давно, на титульную нацию, а заодно и на многие другие. Власти охотно торгуют административным ресурсом, как сказал М.Л. Но это тот случай, когда торг неуместен. Кавказцы говорят о том, что они тоже россияне и бандюки есть у всех. Однако живут они по законам диаспоры, а что делают эти образования? Может они открестились от бандитов и подали пример законопослушным? Нет, куда их тянет запах власти денежной мы знаем. И муфтият не панацея, он, в лучшем случае, социально беспомощен. Один Кадыров сказал нечто внятное от кавказцев. Маловато будет. Доиграемся, чёрт возьми! Кончилось время либерализма. У жёсткой власти разумных альтернатив не осталось. А диктаторы-пиночеты, на ограниченный срок, для России нетипичны. У нас традиционен диктатор-до-гробовой-испарины. Ключевой вопрос: чья вот будет испарина?

22.12.2010 11:23 Доктор:

Думаю - наша. Власть спохватится и окончательно отхватит то . что от Русского осталось. Сильная власть может опереться на сильных мужиков.
но для этого приходится доказывать им . что она имеет право лидера.(Атамана)
слабая власть их гнобит. ибо боится.

22.12.2010 16:16 Доктор:

Основной удар наносимый нам - удар информационный - манипуляционный (не ошибусь если назову его женским)
Опять цитата из Кара-Мурзы "
"Во время перестройки нам предъявили новое средст-
во господства, которое якобы соответствует общечелове-
ческим ценностям и нормам демократии — манипуляцию
сознанием. Относительно этого нововведения в нашем об-
ществе произошел раскол. Часть людей приветствовала пе-
реход от открытого принуждения, которое в советское вре-
мя многим казалось нестерпимым, к манипуляции. Кнут —
это больно, а духовный наркотик — приятно. Если уж все
равно сильный заставит слабого подчиниться своей воле,
то пусть он это сделает с помощью наркотика, а не кнута."

Боюсь. что у нас очень малый выбор. Кнут или наркотик.

22.12.2010 17:10 777:

Или бунт. От передозировки.

22.12.2010 18:02 Сибирячка.:

Кара-Мурзу уважаю. Очень. Книга "Манипуляции общественным сознанием" много свела воедино, многое прояснило фактологически и цифрами. То, что я разрозненно наблюдапа по жизни вокруг. Ему же принадлежит термин "Удержать в режиме спокойного вымирания" (это задача "старост"). Это чтоб нам не делать резких движений, а печально и с достоинством идти к своему концу как великая страна и как народ. До ничтожно пренебрегаемой величины. Ибо "Нельзя ограбить дом сильного, предварительно не опоив его и не опутав" - Библия уже.

22.12.2010 18:22 Сибирячка.:

И насчет выбора. Есть еще выбор: умереть или победить. Лучше умереть, сражаясь во весь рост, чем на коленях заблебнуться неизвестно чем. Хватит, у черты стоим. Уже дома горят, уже детей убивают и женщин. И не только чечены русских. А стариков и не надо убивать. Достаточно не оказывать помощи и грабить, грабить, грабить. Закон свиреп к тому, у кого нет денег или связей. Власти заняты, им не до ЗАКОНОВ. ЭТО - НЕ ЗАКОН. Он необязателен к исполнению, он не неотвратим. Пусть обзывают как хотят. Я - человек. И я буду сражаться за свое достоинство, за свое право на жизнь и свое будущее.

22.12.2010 19:49 тринадцатый:

очень много мнений прослушал от препода по тгп: "медведев как юрист ведет очень даже четкую профилактическую политику в области организации правового сознания". еще услыхал путина "становление национального государства приведет к замыканию его самого в себе что как следствие приведет к деградации". и вот наверное самое более менее приземленное мнение говорящее о том что ни кому по факту, убийства егора не нужно было! лично мне кажется что все самые глобальные вопросы возникают в следствии непонимания происходящего. то есть существует закон который есть по факту, и я допустим как средне статистический человек не видя его действия не буду ему доверять. в моем понимании надо либо придумывать идеологию любую чтобы повернуть массы из праздного бражения в какое либо русло. но если и это пережиток коммунистического сознания то транслировать по федеральным каналам не "суд идет" (хрень откровенная)а совершенно реальных людей и совершенно реальные дела! и начать с корупционеров!!! правда как власти будут смотреть в глаза народу когда корупционер вполне легально заплатит штраф как хорошая машина и продолжит сидеть в теплом кресле????

22.12.2010 20:40 Нина:

Одно замечание к статье, написанной на 5+
Это про задницы либеральные. Ошибкой было бы думать, что задницы не воспользуются моментом. собираются провести митинг-питинг"Россия для всех". Понятно? Для всякого сброда, как сейчас, для ЮЮ, для свинидзе-познеро-бродо-ФЕДОТОВЩИНЫ. Сейчас они оседлают эту клячу и будут на ней кататься, как хохлы обиделись на Путина, так эти будут вопить о русских фошиздах. Еврейские фашисты у них приветствуются

23.12.2010 05:37 Доктор:

Брякнул не подумав. Кастрационный вызов. А что это такое? или как в данном случае действуют инстинкты организованные в архетип.
кто смотрел про милых сурикатов. тот помнит. что иногда эти милые создания взбеленяются и атакуют соседей имея прежде всего цель - уничтожить потомство оных. (При Матриархальном наследовании - а сурикаты женоуправляемые) основная цель - оставить СВОЁ потомство на этой территории, соседское этому явно мешает.(в наше время Кущёвская это и подтвердила).НО у мужчин это несколько иначе.

Есть такой анекдот: «Британские учёные установили, что английских учёных нет в природе». Как ни странно, но именно британские учёные установили, что Англии нет «У»-игрек хромосомы (наследуемой от отца к сыну) англов. Бритты, завоевав Англию, сделали так, что мужчины англы не оставили потомства. Вся армия Бриттов была около 4 тыс. человек. Именно так работает мужской архетип. Для того, что бы заселить своими потомками новое пространство мужчине не нужно убивать всех на нём живущих, достаточно …